Вы не думали о том, что наши интересы — это аутотерапия? Вообще, конечно, все, что мы делаем, можно рассматривать под углом некой глобальной программы самоисцеления. Попыток справиться с базовыми страхами, накормить голодные мотивы.
Я, допустим, пишу — ясно, что это не доставляет комфорта ни рукам, ни глазам. Так же точно ясно, что чем больше я пишу, тем меньше читаю. Но зато я получаю внимание, другой раз даже восхищение, расширяется сфера моего влияния — то есть я получаю то, чего мне сильно недостает.
Мои недоброжелатели безусловно правы, когда обличают меня в моих слабостях — да, я хочу нравиться, и я не Сократ и не Спиноза. Но возьми любого человека — его жизнь, все его выборы, профессию, отношения, быт, планы, надежды — все абсолютно определяется тем, чего он боится. Причем речь идет о столь глубоких страхах, что по большей части они остаются вообще за порогом осознания.
Я их нахожу, пользуясь принципом «чего боюсь, к тому хочу быть ближе». Если, неровен час, к нам в дом заползла змея, я хочу, чтобы она все время была в поле моего зрения. А если речь идет о муравьях — я наоборот, стараюсь их не замечать. Из чего следует, что человек более всего боится там, где он демонстрирует больше всего смелости.
Сапожник без сапог — это не парадокс, это норма. Врач, которому наплевать на свое здоровье — норма. Психолог, на психике которого живого места нет — норма. Грустный клоун — норма. Самая мощная квалификация произрастает на личностных разломах. Почему? Потому что когда человек постоянно, на сознательном и бессознательном уровне, о чем‑то думает (а думает он, разумеется, о том, что всерьез его беспокоит), он много чего узнает об этом. И может, делясь плодами своих невеселых раздумий, принести пользу другим.
Естественно, что чем больше у человека таланта — способности перестраивать общие карты реальности — тем он ненормальнее. Потому что невозможно без серьезных причин научиться фокусироваться на чем‑то так, чтобы оно загорелось и грело людей. Гений это своего рода психическое заболевание. Уж сильное отклонение точно.
Из сказанного должен быть какой‑то шэо‑вывод, ах да. Партнер по отношениям, конечно, часть общего терапевтического плана. И когда отношения скучнеют, это знак, что таблетка или помогла, или не помогла.